В пяти километрах от Москвы посреди чистого поля стоит удивительной красоты деревянный храм. Окружающие его белокаменные башни, соединенные такой же белоснежной стеной, гармонично создают единый ансамбль. Кажется, уже столетия стоит он здесь. Но не многие знают, что храм этот построен совсем недавно, хотя истоки его ведут в далекое прошлое…
С XVI века известно Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское — Богоявленское. По преданию в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято Троице- Сергиевскому монастырю, был построен и освящен во имя Сретения Господня деревянный храм.
В польско — литовское разорение конца XVI — начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен.
В 1677 году «на церковной Никольской пустовой земле» в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI — XVII веках было приселком дворцового села Тайнинское, по указу Царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословлял строительство храма Святейший Патриарх Иоаким.
В 1750 году Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне и писалась Московской Епархии в Радонежской десятине.
В 1852 году мы находим в архивах Московского уезда Четвертого стана Московской губернии еще одно упоминание о храме во имя Богоявления Господня, где дословно записано «село Богоявленское Удельного ведомства, одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево».
В 1871 году по прошению прихожан к деревянной холодной церкви в селе Никольском-Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня.
А в 1881-1884 годах вместо разобранной деревянной церкви был построен известным фабрикантом А. К. Ленточниковым, местным землевладельцем, каменный Богоявленский храм.
В 1916 году в документах Шестого благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм во имя Богоявления Господня с приделами в честь Святителя Николая и Святого Пророка Илии. После октябрьского переворота 1917 года в приходе Храма Богоявления Господня состояли деревни Сгонники, Ядреево, Челобитьево, Волково, Ховрино, Бородино.
К 1925 году Причт храма состоял из настоятеля — протоерея о. Иоанна Петровича Купленского и псаломщика Акима Савича Колюжного. Жителями близлежащих деревень с незапамятных времен почитались иконы Святых Угодников Божиих, которые видимым и невидимым предстательством покровительствовали этим деревням. Иконы Илии Пророка — в деревне Ховрино, Святителя Николая — в деревне Челобитьево, Мученицы Параскевы — в селе Бородино, иконы Успения Матери Божией — в деревне Ядреево, Преображения Господня — в деревне Волково.
В 1934 году безбожной властью было принято решение о закрытии Храма Богоявления Господня. Храм был передан для нужд общеобразовательной школы. Церковная утварь, Иконы и все, что принадлежало Храму, большей частью было разграблено. Некоторую часть удалось передать немногим в то время действующим церквям. Слезы и горе — это все что оставила богоборческая власть верующим окрестных деревень причта Богоявленской церкви, впрочем, как и всему русскому православному народу.
За период с 1934 года и до нашего времени здание церкви занимали многие организации, которые нанесли непоправимый ущерб и почти разрушили его.
Последним надругательством безбожной власти, решившим судьбу здания храма, было размещение в его стенах завода химической промышленности, и затем организации «Мосхимзащита». В алтаре храма выкопали хранилище для ядовитых отходов — отработанного цинка. С годами церковное здание превратилось в уродливые, немыслимые нагромождения, в которых с трудом можно было разглядеть остатки колокольни и застроенный до неузнаваемости алтарь.
В период с 1946 по 1955 годы, все, что еще оставалось напоминанием о Богоявленском храме, было осквернено и варварски уничтожено. По свидетельству очевидцев кладбище, окружавшее алтарную и правую стороны храма, перепахали бульдозерами. Мощи священнослужителей, похороненных под алтарем, тайно выносили вместе с грунтом на кладбище, где закатывали тяжелыми гусеницами строительной техники. Позже эту землю раздали под дачные застройки. Казалось, что все было сделано для того, чтобы уничтожить в людях память о Святом месте.
В 1993 году в селе Сгонники при разрушенном Богоявленском храме все же вновь образовалась православная Община. Сразу же решили читать акафисты Иисусу Сладчайшему, но тексты нашлись только в нескольких домах. Помощь пришла от о. Валентина, настоятеля храма Святой Троицы, — подарил целую стопку акафистов, научил, как читать. Затем, по прошению Общины с 1994 года начались служения молебнов в старом церковном здании, бывшем ранее сторожкой, а ныне используемом как библиотека.
В 1995 году на Богоявленский приход был назначен священник Владислав Александрович Дергачев. С этого момента началось постоянное служение Божественной литургии в той же библиотеке при храме, которое продолжалось в течение трех лет. Здание самого храма занимала и занимает по сей день организация «Мосхимзащита». Верующие в храм не допускаются. Не смотря на колоссальное противостояние и чинимые препоны, прихожане продолжали добиваться возвращения храма верующим. Были собраны подписи жителей многих деревень, окружающих церковь, и даже близлежащих районов Москвы. По всем прошениям был получен отказ, и главная его причина — опасность нахождения людей в зараженных стенах храма. Прихожане не желали сдаваться и продолжали молиться о возвращении храма. Три долгих, невыносимо тяжелых года, длилось это молитвенное противостояние. Но к величайшему сожалению все попытки вернуть храм верующим оказались безуспешными. Экспертиза установила, что стены и территория храма заражены. Для безопасности здоровья людей пришлось бы не только удалить из алтаря контейнер с химическими отходами, но и снять грунт на глубину 70 см на всей близлежащей территории храма, а также полностью разобрать кирпичные стены. По официальному заключению комиссии передача храма верующим и его возрождение на исконном месте были невозможны. Стал вопрос о переносе Богоявленского Храма на новое место.
И здесь неоценимую помощь оказал Анатолий Константинович Астрахов, ныне покойный, бывший в то время Главой Мытищинского района, который полностью стал на стороне церкви и помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма. Его заместитель Тюлюбаев Владимир Григорьевич и Глава Архитектурного Управления Бакеев Владимир Павлович много положили сил на помощь Храму. Их труды были отмечены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.
И вот в 1996 году молитвами и благими делами людей, чьи имена навечно записаны в Книге Жизни, на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. Сами рыли фундаменты, сами клали бревна. Во время строительства храм претерпел от бесовской силы: однажды ночью к храму на автомашине подъехали люди, осветили его фарами и расстреляли из автоматов. Но неусыпное заступничество Царицы Небесной не позволило нанести храму и его прихожанам какой-либо вред. На рассвете о. Владислав с приходским сторожем, с особым тщанием осмотрели храм. Ни одна пуля не коснулась его стен.
24 февраля 1998 года, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинный Мытищинского округа, игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, освятил новый храм.
Приход разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. И тогда в жизни прихода сугубо явилась своим заступничеством преподобномученица Великая Княгиня Елисавета: сначала — икона, затем люди, свято чтущие ее память, а когда появились частицы мощей пр.мч. Вл. Кн. Елисаветы и ин. Варвары, то сомнений уже не было — новый придел должен носить их имена.
11 мая 2003 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела в честь новомученниц российских Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. С Божией помощью планы храмового строительства постепенно претворяются в жизнь. Вот уже и Никольский придел засветился лампадами перед образами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Святителя Николая, вмч Пантелиимона, Веры, Надежды Любови и матери их Софьи. Построена часовня св.мч. Параскевы Пятницы, издревле почитаемой жителями окрестных деревень. Завершено строительство часовни Иоанна Крестителя с большой мозаичной купелью, которая позволяет крестить взрослых полным погружением.
Образы Пресвятой Богородицы Владимирская, Казанская, «Всех скорбящих Радость», «Ходатаица», «Аз есмь с вами и никто же на вы», «Всецарица», дарят покров и утешение. Ангел Хранитель призывает к бдению, а Михаил Архангел напоминает, что все мы – воины Христовы. Все святые принимают молитвы верующих и неустанно несут их Господу. За годы существования вновь возрожденного храма в нем получили Святое Крещение более тысячи детей и взрослых. Сюда приезжают венчаться не только молодые пары, едва начинающие свой совместный путь, но и люди, уже прожившие вместе долгую жизнь. Из Москвы и окрестных деревень привозят сюда на отпевание своих близких.
В августе 2005 года обе часовни были освящены Архиепископом Можайским Григорием. Царица Небесная неустанно хранит это место и помогает людям сюда притекающим. Пришедшие однажды обретают здесь свой духовный дом.
Растёт приход Богоявленского храма. Расцветает и сам храм. Благоукрашаются его приделы. Появляются новые дивной красоты иконы святых в чудесных резных киотах. Образ пресвятой Троицы в новом Никольском приделе свидетельствует о величии и нераздельности Триединого Бога.
Вырастают дети – воспитанники воскресной школы. На смену им приходят новые ребятишки. И для них уже построено новое здание с просторными, светлыми классами и даже своей небольшой театральной сценой и зрительным залом. Все это стало возможным миостию Божией, молитвами Святых его, покровительством Царицы Небесной.
И, конечно, участием и поддержкой добрых людей, которых, Слава Богу, не мало на нашей многострадальной земле.
Постепенно с Божией помощью воплощается задуманное. Стоит красавец храм, идут в нем богослужения. Построены просфорня, дом причта, новая церковная лавка, мастерские, новая воскресная школа, детский театр, колокольня и другие постройки. В 2014 году освящен новый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Строится часовня Александра Невского. Бог даст, будет построен и большой соборный храм, превратив уже возведенное в большой храмовый комплекс. Жизнь прихода, которая началась в 16 веке продолжается……..
Приходской Совет церкви Богоявления Господня.